Проходивший
с 16 по 21 августа в подмосковном Жуковском авиасалон МАКС посетили
более полумиллиона человек. Среди мероприятий такого рода -
вполне тянет на рекорд. Еще больше впечатляли представленные на МАКСе
экспонаты: тут и гиганты индустрии авиаперевозок – Боинг-787 и «Аэробус»
А380, и гражданские вертолеты Ми-171, и прообраз русского «Стелса» – многоцелевой
истребитель пятого поколения Т-50. И не важно, что чуть ли не большая
часть всей техники – «штучный товар». Дальнемагистральные самолеты –
это, в сущности, редкость для отечественных авиаперевозчиков, а
вертолеты для гражданских нужд – нечто из ряда фантастического. Не важно
и то, что чудо военного авиапрома страны – истребитель Т-50 – так и не
смог взлететь из-за «помпажа двигателя»: модель анонсировалась как
экспериментальная, и раньше 2014 года все равно не поступит в серийном
производстве. Главное здесь – это коммерческие итоги авиасалона. На их
фоне блекнет и рекорд по посещаемости, и размах авиаконструкторской
мысли фирм-участников.
Сумма
сделок, заключенных на МАКСе, превысила 10 млрд долларов. Одна только
«Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) заключила контрактов на
7,5 млрд долларов. По словам ее президента Михаила Погосяна, большая
часть заказов – на сумму более чем в 6 млрд долларов – пришлась на
самолеты МС-21. На широко разрекламированные в рамках авиасалона
«Суперджеты-100» было сделано заказов на 1,5 млрд долларов. Причем, уже в
первый день авиасалона состоялось подписание контракта на поставку 12
таких самолетов индонезийской авиакомпании «Скай Авиэйшн» (Sky
Aviation). Стоимость заказа составила 380, 4 млн долларов. Кроме того,
10 «суперджетов» приобрел «Газпром», заключив сделку на 323 млн.
долларов. Михаил Погосян отметил, что ОАК продала в общей сложности 100
среднемагистральников.
Самой
же крупой сделкой авиасалона стало заключение договора между
госкорпорацией «Ростехнологии» и ОАО «Корпорация «Иркут» на поставку 85
самолетов МС-21: выполнение условий сделки на 3,8 млрд долларов
рассчитано на пять лет – с 2017 по 2022 год. Эксплуатировать же эти
самолеты будут авиаперевозчики, входящие в группу «Аэрофлот». Еще одной
внушительной сделкой отличилась отечественная авиакомпания «Трансаэро»,
которая подписала с «Эрбас» (Airbus) меморандум о приобретении 8
лайнеров A320neо на сумму в 730 млн долларов.
Другой российский авиаперевозчик – «ЮТэйр» (Utair Aviation) – заключил с
холдингом «Вертолеты России» и компанией «Газпромавиа» контракты на
поставку 40 и 39 средних вертолетов Ми-171 соответственно. Стоимость
соглашения, по экспертным оценкам, составляет не менее 500 млн долларов.
Несмотря
на впечатляющие суммы сделок, у организаторов авиасалона появились
серьезные поводы для разочарования. И дело не в том, что плохая погода
не позволила собрать еще более внушительного количества зрителей.
Упущенные выгоды имеют куда больший масштаб. Главной неприятностью стал
срыв соглашения Минобороны о покупке 24 истребителей МиГ-29К/КУБ и 60
учебно-боевых самолетов Як-130. Причина отмены сделки почти на 3 млрд
долларов до конца не ясна, но, согласно кулуарным разговорам, заказчика в
конечном счете не устроили цены на военную технику. Не оправдались
ожидания и в отношении успеха на международном рынке. Оказалось, что
большинство заказов последовали от российских, главным образом,
государственных компаний. Главная же наша экспортная надежда – самолет
«Суперджет-100», судя по всему, не вызвал интереса даже у итальянского
соучредителя этого проекта – компании «Алиталия» (Alitalia), в которой,
по некоторым сведениям, считают модель уже устаревшей. Отечественные
перевозчики, в свою очередь, еще больше задумались о приобретении
заграничных аналогов. К примеру, лизинговая компания «Ильюшин Финанс
Ко» (ИФК) намерена купить три канадских самолета Bombardier CS-100 и
семь CS-300, а «Аэрофлот» разрабатывает соглашение о покупке крупнейшего
в мире авиалайнера «Эрбас» А380. По мнению президента Фонда содействия
развитию гражданской авиации Олега Смирнова, все происходящее –
свидетельство тому, что отечественная авиация покидает небо страны: если
в 2010 году 83% всех авиаперевозок в России выполнялись на иностранных
самолетах, то в текущем году ожидается показатель в 90%. И это крайне
тревожный сигнал для российской авиации. источник