Зарождение ноосферы обусловливается «взрывом научного творчества»,
которое выступает как «природный процесс истории биосферы». От
сознательного преобразования своей земной жизни человечество со временем
устремляется «за пределы своей планеты в космическое пространство».
Именно наука рассеивает опасения за будущее человеческой цивилизации,
открывая перед ней новые общепланетарные перспективы.
Оптимистический идеал, выдвигаемый учением о ноосфере, наводил
Вернадского на мысль о создании «новой этики», связанной с научным
прогрессом. Он сознавал, что «перестройка биосферы» не может совершаться
без оценки ее «с точки зрения добра и зла». К
этике он подходил, исходя из ноосферы. «Критическая свободная мысль
современного ученого», отмечал Вернадский, ищет в области этики такие
нужные формы, которые могли бы «удовлетворить его моральное сознание». К
ним, прежде всего, относится «цель деятельности на пользу людей»,
дающая уверенность в том, что «недаром пройдет жизнь и что при
продолжительном, определенном образе действий победа обеспечена».
Вернадский,
анализируя геологическую историю Земли, утверждает, что наблюдается
переход биосферы в новое состояние — в ноосферу под действием новой
геологической силы, научной мысли человечества. Однако в трудах
Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущности
материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях он
писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других в
настоящем (мы входим в нее), а иногда связывал формирование ноосферы с
появлением человека разумного или с возникновением промышленного
производства. Надо заметить, что когда в качестве минералога Вернадский
писал о геологической деятельности человека, он еще не употреблял
понятий "ноосфера” и даже "биосфера”. О формировании на Земле ноосферы
он наиболее подробно писал в незавершенной работе "Научная мысль как
планетное явление”, но преимущественно с точки зрения истории науки.
Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания?