|
Блог
Главная » 2011 » Июль » 25 » Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн
09:01 Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн |
Они пострадали за Христа как исповедники, отказавшиеся покориться
разъярённой языческой толпе, которая намеревалась принести Иоанна в
жертву языческим идолам. Причём по одной из версий это жертвоприношение
было в честь того, что Владимир "сел на столе отца своего в Киеве".
Тогда же был убит брат его Ярополк. 12(25) июля 978 г. Нестор Летописец
ничего не сообщает о том, насколько сам Владимир участвовал в этом
беззаконии, но то, что ему было известно обо всём - это не подлежит
никакому сомнению. Оба: и Фёдор, и Иоанн были убиты. "Старцы и бояре" и,
скорее всего, сам Владимир одобрили действия язычников. Прошло всего
10 лет и было сказано : "Кто не крестится - тот не друг князю!" и
наверняка те же "старцы и бояре" полезли в Днепр первородный грех
омывать... Оставим всё на их совести. Может они и вправду покаялись...
Для нас, наверное, важно другое. Проповедь мучеников не была бесплодной.
И на месте их убиения Владимир основал Десятинную церковь и всего через
18 лет после их кончины она была освящена ( в 996 г.). И наверняка в
Царстве Небесном они вместе с равноапостольным князем молятся за нас,
ленивых, расколотых, злобных своих потомков, дабы нам не поклоняться
рукотворным своим идолам, но искать Солнце Правды, Того, Кто и души, и
тела наши избавить может от геенны грехов наших.
Святые
мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн жили в Киеве в Х столетии, когда
варяги, предки нынешних шведов и норвежцев, принимали особенно
деятельное участие в государственной и военной жизни Руси. Купцы и
воины, они прокладывали новые торговые пути в Византию и на Восток,
участвовали в походах на Царьград, составляли значительную часть
населения древнего Киева и княжеских наемных дружин. Главный торговый
путь Руси - из Балтийского моря в Черное - называли тогда "путь из варяг
в греки".
На варяжскую дружину опирались в своих начинаниях
вожди и устроители ранней русской государственности. Как и славяне,
среди которых они жили, многие из заморских пришельцев под влиянием
Византийской Церкви принимали святое Крещение. Киевская Русь занимала
срединное место между языческой Скандинавией и православной Византией,
поэтому господствующими в духовной жизни Киева оказывались попеременно
то живительное веяние христианской веры, шедшее с юга (при блаженном
Аскольде в 860-882 гг., при Игоре и святой Ольге в 940-950-х гг.), то
губительные вихри язычества, налетевшие с севера, от Варяжского моря
(при Вещем Олеге, убившем Аскольда в 882 г., при восстании древлян,
убивших Игоря в 945 г., при князе Святославе, отказавшемся принять
Крещение, несмотря на настояния своей матери, равноапостольной Ольги).
Когда
в 972 г. (по другим данным, в 970 г.) Святослав был убит печенегами,
великим князем Киевским оставался назначенный им старший сын, Ярополк.
Средний сын, Олег, былинный Вольга Святославич, держал Древлянскую
землю, младший, Владимир, - Новгород. Правление Ярополка (970-978 гг.),
как правление его бабки, Ольги, вновь стало временем преимущественного
христианского влияния на духовную жизнь Руси. Сам Ярополк, по мнению
историков, исповедовал христианство, хотя, возможно, латинского обряда, и
это никак не соответствовало интересам скандинавских дружинников -
язычников, привыкших считать Киев оплотом своего влияния в землях
славян. Их предводители постарались поссорить между собой братьев,
вызвали междоусобную войну Ярополка с Олегом, а после того, как был убит
Олег, поддержали Владимира в борьбе против Ярополка.
Будущий
креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником и опирался на
варягов, специально приведенных им из-за моря, в качестве военной силы.
Его поход на Киев 978 года, увенчавшийся полным успехом, преследовал не
только военно-политические цели: это был религиозный поход
русско-варяжского язычества против нарождавшегося киевского
христианства. 11 июня 978 года Владимир "сел на столе отца своего в
Киеве", а несчастный Ярополк, приглашенный братом для переговоров, при
входе в пиршественный зал был предательски убит двумя варягами,
пронзившими его мечами. Для устрашения киевлян, среди которых уже
многие, как русские, так и варяги, были христиане, в восстановленном и
украшенном новыми идолами языческом святилище были совершены неизвестные
до того времени у днепровских славян человеческие жертвоприношения. В
летописи сказано о поставленных Владимиром кумирах: "И приносили им
жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и
жертвы эти шли бесам... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот".
Видимо,
к этому первому периоду торжества язычества в Киеве при вокняжении
Владимира следует отнести гибель святых мучеников Феодора Варяга и сына
его Иоанна, которую можно в этом случае датировать 12 июля 978 г.
Возможно, впрочем, что подвиг святых киевских варягов-мучеников имел
место летом 983 года, когда волна языческой реакции прокатилась не
только по Руси, но и по всему славяно-германскому миру. Против Христа и
Церкви почти одновременно восстали язычники в Дании, Германии,
прибалтийских славянских княжествах, и всюду волнения сопровождались
разрушением храмов, убийством духовенства и христиан-исповедников.
Владимир в тот год ходил в поход на литовское племя ятвягов и одержал
над ними победу. В ознаменование этой победы киевские жрецы и решили
снова устроить кровавое жертвоприношение.
... Жил среди
киевлян, сообщает преподобный Нестор Летописец, варяг по имени Феодор,
долгое время до того пробывший на военной службе в Византии и принявший
там святое Крещение. Языческое имя его, сохранившееся в названии "Турова
божница", было Тур (скандинавское Тор) или Утор (скандинавское Оттар), в
старинных рукописях встречается то и другое написание. У Феодора был
сын Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец,
христианство.
"И сказали старцы и бояре: Бросим жребий на
отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам".
Очевидно, не без умысла, жребий, брошенный языческими жрецами, пал на
христианина Иоанна.
Когда посланные к Феодору сообщили, что
его сына "избрали себе боги, да принесем его им в жертву", старый воин
решительно ответил: "Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет.
Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из
дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и
землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на
земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего
бесам".
Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям
язычников. Вооруженной толпой язычники ринулись к Феодору, разнесли его
двор, окружили дом. Феодор, по словам летописца, "стоял на сенях с
сыном своим", мужественно, с оружием в руках, встречал врагов. (Сенями в
старинных русских домах называли устроенную на столбах крытую галерею
второго этажа, на которую вела лестница). Он спокойно смотрел на
бесновавшихся язычников и говорил: "Если они боги, пусть пошлют одного
из богов и возьмут моего сына". Видя, что в честном бою им не одолеть
Феодора и Иоанна, храбрых искусных воинов, осаждавшие подсекли столбы
галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и
убили их...
Уже в эпоху преподобного Нестора, менее чем через
сто лет после исповеднического подвига киевских варягов, Русская
Православная Церковь почитала их в сонме святых. Феодор и Иоанн стали
первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле. Первыми
"русскими гражданами небесного града" назвал их списатель
Киево-Печерского Патерика, епископ Симон, святитель Суздальский († 1226;
память 10 мая). Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала
первой святой христианской жертвой - сораспятием Христу. Путь "из варяг в
греки" становился для Руси путем из язычества в Православие, из тьмы к
свету.
На месте мученической кончины варягов святой
равноапостольный Владимир воздвиг впоследствии Десятинную церковь
Успения Пресвятой Богородицы, освященную 12 мая 996 года (празднуется 12
мая). В нее были перенесены в 1007 г. мощи святой равноапостольной
Ольги. Восемь лет спустя здесь обрел место последнего упокоения сам
святой Владимир, крестивший Русскую землю, а в 1044 г. его сын, Ярослав
Мудрый, перенес в эту церковь останки своих дядей, Ярополка и Олега,
предварительно "крестив их кости". Очевидно, последнее вызвано было
требованием церковных правил о повторном крещении христианина при
отсутствии достоверных свидетельств о первом крещении. С другой стороны,
в древнем Киеве придавали большое значение древнехристианским сказаниям
о возможности по особой милости Божией посмертного совершения таинства
Крещения над людьми, скончавшимися вне церковного общения. Такой рассказ
читается, например, в известном памятнике древнерусской учительной
литературы - "Изборнике 1076 года", принадлежавшем сыну Ярослава
Мудрого, благочестивому князю Святославу († 1076).
... Дивен
Бог во святых Своих. Камня и бронзы не щадит время, а нижний сруб
деревянного дома святых варягов-мучеников, сожженного тысячу лет назад,
сохранился до наших дней; он был обнаружен в 1908 году, во время
раскопок в Киеве, у алтаря Десятинной церкви.
В житии обращает на себя внимание факт "крещения костей" Ярополка и Олега. Отдельная серьёзная тема. Ср.: Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мёртвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мёртвых? (1. Кор. 15.29). источник
|
Категория: разное |
Просмотров: 499 |
Добавил: binomos
| Рейтинг: 0.0/0 |
|