Сегодня – в последнее воскресенье июля – моряки России отмечают свой профессиональный праздник День Военно-Морского Флота. Было принято решение отмечать этот праздник 22 июля 1939 года. Но история Российского флота начинается значительно раньше. Первый
русский боевой корабль «Орел» был создан при Алексее Михайловиче в
конце XVII века. Его построили по проекту голландского судостроителя
полковника Корнелиуса Ванбуковена. «Орел» представлял собой совершенное
по тем временам судно. Его длина составляла 24,5 м, ширина — 6,5 м, а
осадка — 1,5 м. Корабль был вооружен 22 пушками. Экипаж насчитывал 22
матроса и 35 стрельцов. Свое название боевое судно получило в честь
государственного герба. В октябре 1696 года решение Боярской думы
законодательно определило создание Российского флота и положило начало
его строительству. «Морским судам быть!» — таковой была воля молодого
русского царя Петра I м его сподвижников, хорошо понимавших, что без
флота государство не может сделать нового шага в своем развитии. На
многочисленных верфях, разбросанных по всей территории России,
строились корабли Российского флота самых разных классов. К весне 1700
года на воду было спущено 40 парусных и 113 гребных судов. Азовский флот
постоянно пополнялся. Успешно решив южную проблему, Петр I поставил
перед собой новую задачу: во что бы то ни стало добиться выхода на
побережье Балтийского моря. Началась длительная Северная война со
шведами (1700—1721), в результате которой Россия добилась значительных
успехов и вышла в ряд мировых держав, способных не только защищать свои
границы, но завоевывать новые пространства. На протяжении XVIII-XX веков русские корабли помогали добиться нашему государству больших побед в различных боевых сражениях. До
Первой мировой войны основные задачи решались надводными кораблями, и
они были главным родом сил флота. В период Второй мировой войны эта роль
на некоторое время перешла к морской авиации, а в послевоенный период с
появлением ракетно-ядерного оружия и кораблей с атомными
энергетическими установками в качестве главного рода сил утвердились
подводные лодки. Окончательно Военно-Морской Флот как разнородное
стратегическое объединение сформировался к середине 1930-х годов, когда в
состав ВМФ вошли морская авиация, береговая оборона и части ПВО. Современная
система органов управления ВМФ окончательно сложилась накануне Великой
Отечественной войны. 15 января 1938 года Постановлением ЦИК и СНК был
создан Народный комиссариат ВМФ, в составе которого был образован
Главный морской штаб. В годы Великой Отечественной войны Военно-Морской
Флот надежно прикрывал стратегические фланги советско-германского
фронта, наносил удары по кораблям и судам противника, защищал российские
морские коммуникации. В послевоенные годы отечественный
Военно-Морской Флот вышел на океанские просторы, стал атомным,
ракетоносным, высокомобильным, способным решать любые задачи по защите
российского государства. Наибольший боевой потенциал ВМФ имел в середине 1980-х годов. После
распада СССР Военно-Морской Флот России столкнулся с рядом проблем:
были утрачены важнейшие элементы базирования флота на Черном, Балтийском
и Каспийском морях. За пределами России остались крупнейшие
судостроительные предприятия. Значительно сократился корабельный состав,
а также темп строительства боевых кораблей. На современном этапе
одной из главных задач государства является поддержание технической
готовности действующего флота, строительство новых кораблей, так как
наличие у России хорошо оснащенного современного Военно-Морского Флота –
один из важнейших инструментов обеспечения национальных интересов
России в Мировом океане. У военно-морского флота поистине
героическая биография, славные морские и боевые традиции. Он по праву
является предметом гордости и любви граждан России. Его история — это
упорный ратный труд, великие открытия и достижения, подвиги, совершенные
во славу Отечества. При активном участии многих поколений военных
моряков в суровые годы испытаний наша страна отстаивала свое право на
независимость, суверенитет и процветание. источник
|